2017-01-26

НОВЫЕ ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ


Упрощенная регистрация жилья с 1 января 2017 года

 

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

В данной статье мы будем рассматривать вопрос  регистрации жилья, но эти же правила действуют и в отношении другой недвижимости, например, дома, земли.

По идее законодателей, новый закон должен сделать проще процедуру регистрации жилья, сократить время регистрации прав собственников квартир, уменьшить количество этапов, которые раньше владельцы квартир проходили для законного закрепления своих прав на жилье.

Итак, чем упростит этот закон регистрацию прав на жилье?

 

До 1 января 2017 г. в России была двухэтапная регистрация квартиры. Это означало, что сначала владелец жилья должен был поставить его на учет в Кадастровой палате Ростреестра, а затем обратиться в Росреестр для регистрации права собственности на недвижимость. Без прохождения процедуры кадастрового учета Росреестр права на квартиру и сделки с ней не регистрировал. То есть, обращаться нужно было в два госоргана, в каждом из которых были свои процедуры и сроки.  

При этом сведения о недвижимости содержались в двух реестрах разных органов – в кадастре недвижимости и в Едином госреестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Кроме неудобства обращения в два разных органа, нередко случалось, что сведения о недвижимости в этих двух реестрах отличались, случались ошибки. Их устранение занимало время и причиняло гражданам немало волнений.

Например, наследник регистрировал продажу наследственной квартиры. Сделка по ее продаже была срочная, так как покупатель приобретал квартиру по кредитному договору, срок одобрения кредита был небольшой. И при подготовке документов на сделку оказалось, что сведения на квартиру из кадастра недвижимости отличаются от сведений в ЕГРП. Устранение ошибок заняло время и принесло немалую нервотрепку продавцу и покупателю.

Теперь же закон устанавливает единую систему регистрации и кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прав на нее. Что это означает?

Как и прежде, зарегистрировать права на жилье без его кадастрового учета нельзя. Но с 1 января 2017 года для кадастрового учета и регистрации прав на жилье вам нужно будет обратиться один раз в один орган. По новому Закону, учет жилья в кадастре и госрегистрация прав на него будут осуществляться одновременно.

Сведения о вашем жилье теперь также будут содержаться в одном объединенном реестре -  Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что должно устранить ошибки в сведениях на жилье.

ЕГРН объединит реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав на недвижимость, сведения об ограничениях и обременениях недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ.

ЕГРН будет вестись в электронном виде. В бумажном виде сохранятся реестровые дела. В них будут храниться бумажные заявления и документы, оригиналов которых нет в других органах госвласти, архивах.  

Еще одно новшество и удобство – изменение места подачи заявления на кадастровый учет и регистрацию жилья.

До 1 января 2017 года заявление о кадастровом учете и регистрации можно было подать по месту нахождения жилья в пределах кадастрового и регистрационного округа. Это создавало неудобства, если, к примеру, вы хотели купить жилье, которое находилось не в том регионе, где вы жили.  

Теперь же заявление о кадастровом учете и регистрации прав на жилье можно подать (в том числе отправить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично в любой МФЦ, независимо от того, где находится жилье. Перечень МФЦ должен быть указан на сайте Росреестра.

Например, если ваше жилье находится в Ульяновске, а вы живете в другом городе, то теперь подать заявление на регистрационные действия можно из любого региона.

Новым законом установлен единственный случай отказа в приеме документов – если не предъявлен паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, который обратился с документами.  

Важно! В ЕГРН будет храниться информация не только о правах на жилье, но и о лицах, зарегистрированных в квартире. Но эти сведения будут переноситься в ЕГРН только в отношении того жилья, права на которое возникли с 2017 года.  

Существенно сокращаются и сроки кадастрового учета и госрегистрации жилья. Теперь при подаче документов в Росреестр они составят:

- 5 рабочих дней – если проводится только кадастровый учет без регистрации прав;

- 10 рабочих дней – при одновременном  кадастровом учете и госрегистрации;

- 7 рабочих дней - для госрегистрации прав на жилье без кадастрового учета.

Если вы будете подавать документы через МФЦ, указанные сроки увеличиваются на два рабочих дня, т.е. вместо 7 дней это будет 9 дней.

При госрегистрации ипотеки жилых помещений сохраняется срок - 5 рабочих дней при подаче документов в Росреестр.

Госрегистрация ипотеки другой недвижимости - земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в 7 рабочих дней при представлении документов в Росреестр. Но этот срок сократится:

- до трех рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться по нотариальному договору,

- до одного рабочего дня, следующего за днем поступления таких документов - при направлении документов в электронной форме.

Вместо свидетельства о государственной регистрации недвижимости и кадастрового паспорта теперь вы будет получать единый документ - Выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Госпошлины за выписки сейчас остаются прежними: для граждан – 2 000 рублей, а для юрлиц - 22 000.

Росреестр считает, что новый закон поможет свести к минимуму возможность подделки  мошенниками бланков документов. В целом, новый закон должен упростить и ускорить оформление прав на жилье.

©2017, Агентство Недвижимости «Недвижимость Ульяновска». Все права защищены.